![](/_pu/0/s19887000.jpg)
ОБРАЗЕЦ
Программа дополнительного образования по обучению детей владению мячом. Кружок «Ручной мяч»
Срок реализации 2 года
Подготовительная и старшая группы
(5-7 лет)
Пояснительная записка
Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
-недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года),
-большая загруженность статическими занятиями,
-желание реализовать себя в движении,
-недостаточность внимания в Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) игровым видам спорта, обучению детей игре в баскетбол, футбол, волейбол,
-понимание и стремление воспитателей видеть детей физически совершенным: развитым, здоровым, активным
Двигательная активность влияет на здоровье, жизнедеятельность и всестороннее физическое развитие. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений.
В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии.
Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках.
Упражнения и игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Во время действий с мячом создаются для включения работу левой руки, что важно для полноценного развития ребенка старшего возраста.
Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, способствуют выработке хорошей осанки.
В играх с мячом создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт ребенка. Такие игры воспитывают выдержку.
Итак, упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что в Программе воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта.
Авторы методических пособий по физическому воспитанию (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.) подчеркивают целесообразность использования игр и упражнений с мячом в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. На шестом-седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.
Действия с мячом должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В кружковую работу включаются и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом, футболом, и др. в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию в нашем учреждении и начальной школы.
Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
- научить детей владеть мячом на уровне, сооответствующем возрастным возможностям детей.
- повышать интерес к физкультуре, спорту, мотивацию к занятиям физкультурой, самостоятельным спортивным играм и физическим упражнениям.
Задачи:
· Обучать детей различным видам, способам движений с мячом, с различными видами мячей.
· Обучать детей основным элементами волейбола, баскетбола, футбола и др.
· Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
· Развивать у детей такие физические качества, как ловкость, быстрота, координация, глазомер, мышечная сила, сила воли.
· Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: целеустремленность, выдержку, смелость, силу воли.
· Заложить основы хорошего здоровья, правильной осанки, настроения, гармоничности и целостного развития личности ребенка.
· Доставлять детям радость и удовольствие от занятий.
-
Обогатить педагогические знания и умения родителей, повысить их педагогическую культуру.
-
Обучить взрослых практическим навыкам взаимодействия с детьми по физическому воспитанию.
Количество занятий – 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц, 72 занятий в учебный год (с сентября по май).
Длительность кружкового занятия 25-30 минут.
Место проведения: – спортивный зал ,спортивная площадка ДОУ
Время проведения: вторник, четверг с 15.20
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество детей в кружке: 17человек.
Возраст первого года 5-6 лет, второго 6-7 лет.
Срок реализации 2 года
Требования к уровню подготовки воспитанников.
У детей старшего дошкольного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель у детей старшего дошкольного возраста становится правильнее, свободнее, все движения достигаются определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.
Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и правила ее. Во время игры он должен уметь определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действиях с мячом. В 5-7 лет дети могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
Важнейшим требованием является выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной игры с мячом, которые доступны детям старшего дошкольного возраста, соответствуют его физическому развитию и дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.
Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимых для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.
К концу 1-го года обучения дети должны знать и уметь:
- Правила поведения на занятиях.
- Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя и одной рукой.
- Отбивать мяч на месте не менее 10 раз.
- Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой.
- Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
- Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов.
- Отбивать мяч о стенку несколько раз.
К концу 2-го года обучения дети должны знать и уметь:
- Бросать мяч в цель из разных исходных положений.
- Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении
- Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча.
- Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую.
- Вести мяч змейкой между расставленными предметами.
- Бросать мяч вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз).
- Уметь применять основные приемы владения мячом,
-.Овладеть элементами волейбола, баскетбола и др. игр.
Способы проверки знаний, умений и навыков детей
I блок: упражнения с передачей мяча
|
|
Тест
|
Условия выполнения
|
Результат
|
Высокий уровень
3балла
|
Средний уровень
2 балла
|
Низкий уровень
1балл
|
1
|
Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте
|
Расстояние 2, 5-3м
|
8-10 раз
|
3-7 раз
|
0-2 раза
|
2
|
Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю
|
3-4м
|
8-10 раз
|
3-7 раз
|
0-2 раза
|
3
|
Передача мяча двумя руками в парах, передвигаясь вперёд боковым галопом
|
10м (не уронить мяч)
|
8-10м
|
5-7м
|
1-2м
|
II блок: упражнения с ведением мяча
|
1
|
Ведение мяча на месте двумя руками
|
10с
|
Более 10 раз
|
5-7 раз
|
1-2 раза
|
2
|
Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя
|
Время не ограничено
|
Более 10 раз
|
5-7 раз
|
1-2 раза
|
3
|
Ведение мяча правой и левой рукой, шагом продвигаясь вперёд
|
Расстояние 10м (не потерять мяч)
|
10м
|
5м
|
1-2м
|
III блок: упражнения с бросками мяча в корзину
|
1
|
Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, способом от груди
|
10 бросков, расстояние до корзины 2м
|
8-10 раз
|
3-7 раз
|
0-2м
|
2
|
Бросок мяча в кольцо, стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы
|
5 бросков, расстояние до кольца 2,5-3м
|
4-5раз
|
2-3 раза
|
0-1раз
|
3
|
Бросок мяча в кольцо после ведения с фиксации остановки
|
3 броска, ведение – 5м
|
3 раза
|
1-2 раза
|
0
|
Сумма балов за тесты
|
27
|
18
|
9
|
Высокий уровень – от 19 до 27 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 10 до 18 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит.
Учебно-тематический план кружка «Ручной мяч»
Первый год обучения
№ п/п
|
Разделы программы
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Познакомить детей с разнообразием мячей, их применением, историей мяча.
|
30мин
|
30мин
|
1 ч
|
2.
|
Катание и бросание мяча одной и двумя руками. Мячи разных размеров, различными способами.
|
-
|
1ч 30
|
1ч 30мин
|
3.
|
Тренировать в передаче мяча в колонне, шеренге, кругу, в разных направлениях, в разных положениях (стоя, сидя).
|
-
|
2ч
|
2ч
|
4.
|
Метание и забрасывание мяч в корзины, в том числе баскетбольную.
|
-
|
2ч30мин
|
2ч30мин
|
5.
|
Подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками и с усложнением (хлопки, прыжки, повороты). Мячи разных размеров.
|
-
|
2ч
|
2ч
|
6.
|
Перебрасывание мяча друг другу стоя, сидя, за спиной, разными способами, в разных направлениях. Перебрасывание мяча через сетку.
|
-
|
2ч30мин
|
2ч30мин
|
7.
|
Ведение мяча различными способами.
|
-
|
2ч 30мин
|
2ч 30мин
|
8.
|
Бросок мяча о стену и ловля его двумя руками.
|
-
|
2ч
|
2ч
|
9.
|
Подвижные игры с мячами.
|
-
|
1ч
|
1ч
|
10.
|
Самостоятельные игры с мячами.
|
-
|
1ч
|
1ч
|
11.
|
Проведение праздников и развлечений, открытых мероприятий в т.ч. с родителями.
|
|
1час 30мин
|
|
|
Всего
|
30 мин
|
17ч 30мин
|
18ч
|
Учебно-тематический план кружка «Ручной мяч»
Второй год обучения
|
1.
|
Катание и бросание мяча одной и двумя руками. Мячи разных размеров, различными способами.
|
-
|
2ч
|
2ч
|
2.
|
Тренировать в передаче мяча в колонне, шеренге, кругу, в разных направлениях, в разных положениях (стоя, сидя.)
|
-
|
2ч 30 мин
|
2ч 30 мин
|
3.
|
Метание и забрасывание мяч в корзины, в том числе баскетбольную.
|
-
|
4ч
|
4ч
|
4.
|
Подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками и с усложнением (хлопки, прыжки, повороты). Мячи разных размеров.
|
-
|
2ч 30 мин
|
2ч 30 мин
|
5.
|
Перебрасывание мяча друг другу стоя, сидя, за спиной, разными способами, в разных направлениях. Перебрасывание мяча через сетку.
|
-
|
4ч
|
4ч
|
6.
|
Ведение мяча различными способами.
|
-
|
3ч
|
3ч
|
7.
|
Бросок мяча о стену и ловля его двумя руками.
|
-
|
2ч
|
2ч
|
8.
|
Подвижные игры с мячами.
|
-
|
3ч
|
3ч
|
9.
|
Самостоятельные игры с мячами.
|
-
|
2ч
|
2ч
|
10.
|
Прокатывание мяча ногами (Элементы футбола).
|
|
1ч
|
1ч
|
11.
|
Тренировать в упражнениях с двумя малыми мячами. (Элементы жонглирования).
|
|
3ч
|
3ч
|
12
|
Проведение праздников и развлечений, открытых мероприятий в т. ч. с родителями.
|
|
3ч
|
3ч
|
13.
|
Ритмическая гимнастика с мячами.
|
|
1ч 30 мин
|
1ч 30 мин
|
14.
|
Подбрасывание и манипулирование мячом для настольного тенниса с помощью ракетки. (Элементы настольного тенниса).
|
|
2ч 30 мин
|
2ч 30 мин
|
15.
|
Игры и упражнения с фитболом.
|
|
36
|
36
|
Список детей
|
Фамилия, имя ребенка
|
Дата рождения
|
Группа здоровья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективный план кружка
Первый год обучения
№
|
Задачи
|
Срок
|
1.
|
Дать детям возможность осознать и закрепить физические качества мяча (упругость, вес, объем, прыгучесть).
|
Сентябрь
|
2.
|
Формировать умение владеть мячом, приучать не мешать товарищу по игре. Учить детей отбиванию мяча об пол, быстро реагировать на сигнал.
|
Октябрь
|
3.
|
Учить детей ловле - передаче мяча, ориентироваться в пространстве.
|
Ноябрь
|
4.
|
Учить детей ведению мяча (отбивание с продвижением вперед), развивать при этом координацию движений.
|
Декабрь
|
5.
|
Совершенствовать ведение мяча в беге. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
|
Январь
|
6.
|
Развивать ловкость в передаче мяча друг другу в движении.
|
Февраль
|
7.
|
Учить точности броска мяча в корзину. Продолжать совершенствовать передачу мяча друг другу в движении.
|
Март
|
8.
|
Учить перебрасывать мяч друг другу и коллективно через сетку. Воспитывать чувство сопереживания.
|
Апрель
|
9.
|
Формировать навыки коллективной игры, воспитывать при этом чувство взаимопомощи.
|
Май
|
Календарный план кружка "Ручной мяч"
Первый год обучения
Дата
|
Содержание и методика проведения
|
сентябрь
|
1.Вводное занятие. Беседа: «Какие бывают мячи» с использованием иллюстраций. Ходьба и бег врассыпную между мячами разных размеров. Катание мячей по прямой, катание мячей между предметов двумя руками. Упражнения: «Подбрось и поймай», вращение мяча между ладоней, Игра «Горячий мяч».
|
2/3 Ходьба друг за другом. Толкнуть лежащий мяч, догнать и поднять его. Катание мяча одной рукой вокруг предметов. Прокатывание мяча по прямым рукам. Упражнения "Ударь мяч о землю и поймай его двумя руками". "Подбрось выше". Игра "Сбей кеглю".
|
4/5. Ходьба друг за другом с мячом в руках. Бросание мяча вверх, ловля его обеими руками на месте. Катание мяча, наклонившись обеими руками. Упражнение «Поймай мяч после отскока от пола». Свободная игра с мячом.
|
6/7. Ходьба друг за другом с мячом в руках. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола. Бросание мяча вверх с хлопком в ладоши и ловля его Подвижная игра "Играй, играй, мяч не теряй! "Малоподвижная игра "Будь внимателен!"
|
8. Ходьба в колонне по два, бег в колонне по одному. Передача мяча за спиной в одну и в другую сторону по сигналу. Ловля мяча после удара об пол. Передача малого мяча из одной руки в другую броском. Подвижная игра «Попади в цель»
|
октябрь
|
9/10. Игра «Внимание мяч» - ходьба и бег между мячами, по сигналу взять мяч в руки. Бросание мяча вниз и ловля его ладонями после отскока. Бросание мяча в стенку и ловля его после отскока. Упражнение "Мяч в корзину". Подвижная игра "Сделай фигуру".
|
11/12. Ходьба по массажным дорожкам, бег вокруг дорожек. Бросание мяча в стенку и ловля его после отскока. Передача мяча двумя руками от груди. Р-2м. Прокатывание мяча двумя руками в воротца. Р-4м. Игра "10 передач".
Подвижная игра "Вызов по имени"
|
13/14. Свободная игра детей с мячом. Бросание мяча вверх и ловля его. Прокатывание мяча между своих ног во время ходьбы (при прокатывании носки отрывать от пола). Игра "10 передач" Подвижная игра "Обгони мяч". Игра "будь внимателен".
|
15/16. Ходьба и бег с мячами, Ловля мяча после удара об пол и хлопком за спиной. Передача мяча двумя руками от груди, стоя парами. Игра "Мяч водящему". Подвижная игра "Поймай мяч" Игра "Сделай фигуру".
|
ноябрь
|
17/18. Ходьба: шаг правой ногой - мяч вверх, шаг левой ногой – мяч на грудь. Бег без мячей. .Дети становятся тройками (в треугольник), передача мяча в правую и левую сторону. Перебрасывание мяча через сетку Подвижная игра "Поймай мяч".
|
19/20. Ходьба и бег с мячами, Ловля мяча после удара об пол и хлопком за спиной. Передача мяча двумя руками от груди, стоя парами. Игра "Мяч водящему". Подвижная игра "Поймай мяч" Игра "Сделай фигуру".
|
21/22. Свободная игра детей с мячом. Бросание мяча в корзину. Подбрасывание вверх и перебрасывание мяча из руки в руку. Подвижная игра "За мячом". Игра "Мяч водящему".
|
23/24. .Ходьба по массажным дорожкам, бег вокруг дорожек. Бросание мяча в стенку и ловля его после отскока. Передача мяча двумя руками от груди. Р-2м. Прокатывание мяча двумя руками в воротца. Р-4м. Игра "10 передач".
Подвижная игра "Вызов по имени"
|
декабрь
|
25. Игровое тематическое занятие «Мой веселый, звонкий мяч»
|
26/27. Ходьба вперед и назад, бег. Ведение мяча на месте правой, левой рукой. Ведение мяча вокруг себя. Перебрасывание мяча друг другу в шеренгах р-3 м. Подвижная игра "За мячом". Свободная игра с мячом.
|
28/29. Ходьба с малым мячом перекладывая его из руки в руку на каждый шаг. Ведение мяча на месте правой и левой рукой. Передача мяча одной рукой от плеча. Подвижная игра "Займи свободный кружок". Игра "Будь внимателен".
|
30/31. Ходьба и бег врассыпную. Удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя руками. Ведение мяча на месте правой, левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом). Подвижная игра "У кого меньше мячей?"
|
|
32 Ходьба вперед и назад, бег. Ведение мяча на месте правой, левой рукой. Ведение мяча вокруг себя. Перебрасывание мяча друг другу в шеренгах р-3 м. Подвижная игра "За мячом". Свободная игра с мячом.
|
январь
|
33/34. Ходьба и бег врассыпную. Удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя руками. Ведение мяча на месте правой, левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом). Подвижная игра "У кого меньше мячей?"
|
35/36 Свободная игра детей с мячом. Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту его отскока. Ведение мяча, свободно передвигаясь по площадке. Подвижная игра "Мотоциклисты". Игра "Поймай мяч".
|
37/38. Подвижная игра "Займи свободный кружок". Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой. Ведение мяча по кругу друг за другом. Подвижная игра "Займи свободный кружок". Упражнение "Броски мяча в корзину с места".
|
39/40. Ходьба с малым мячом, перекладывая его из руки в руку на каждый шаг. Ведение мяча на месте правой и левой рукой. Передача мяча одной рукой от плеча. Подвижная игра "займи свободный кружок". Игра "Будь внимателен".
|
февраль
|
41. Занятие с родителями «Вот как мы умеем!»
|
42/43. Ходьба и бег с изменением темпа движения. Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами. Катать мяч вокруг себя то в одну, то в другую сторону. Упражнение "Передача и ловля мяча". Подвижная игра "Ведение мяча парами".
|
44/45. Ходьба и бег в колонне по одному и врассыпную по сигналу инструктора. Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того, как он ударится о землю. Ведение и передача мяча друг другу. Подвижная игра "Мяч ловцу".
|
46/47. .Подвижная игра «Кто лишний?» с мячами. Прокатывание мяча от ладони к плечу. Отбивание мяча от пола при ходьбе врассыпную. Перебрасывание мячей в парах через сетку Эстафета с мячом.
|
|
48. Ходьба с малым мячом, перекладывая его из руки в руку на каждый шаг. Ведение мяча на месте правой и левой рукой. Передача мяча одной рукой от плеча. Подвижная игра "займи свободный кружок". Игра "Будь внимателен".
|
март
|
49/50. Свободная игра детей в зале с мячами разных размеров. Бросание мяча обеими руками из-за головы вдаль и ловля его. Перебрасывание мяча в разных направлениях. Броски мяча в корзину. Игра "Сбей кеглю".
|
51/52. .Ходьба и бег с изменением направления. Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой. Бросание мяча вдаль одной рукой от плеча и ловля его. Эстафета с ведением мяча. Игра "Лови, бросай, упасть не давай!"
|
53/54. Свободная игра детей в зале с мячами разных размеров Передача мяча в шеренге приставным шагом в сторону. Бросание мяча в корзину с места двумя руками от груди. Игра "Мяч капитану". Малоподвижная игра "Гонка мячей по кругу".
|
55/56. Ходьба и бег в колоне по одному, врассыпную, затем опять в колонне. Передача мяча друг другу разными способами (от груди, из-за головы, снизу). Прокатывание мяча в тройках с поворотом на 360 градусов. Игра «Я знаю 5 имен…»
|
апрель
|
57/58. Произвольная игра детей с мячом. Передача мяча двумя руками от груди, стоя парами. Отбивание мяча правой, левой рукой поочередно. Подвижная игра "Обгони мяч". Малоподвижная игра "Займи свободный кружок".
|
59/60 Ходьба и бег с изменением направления. Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой. Бросание мяча вдаль одной рукой от плеча и ловля его. Эстафета с ведением мяча. Игра "Лови, бросай, упасть не давай!"
|
61/62. Ходьба по массажным дорожкам, бег вокруг них. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой. Ведение мяча шагом, затем бегом, свободно передвигаясь по залу. Прокатывание мяча от одной ноги к другой. Упражнение "Гонка мячей по кругу".
|
63/64. Ходьба и бег с изменением темпа движения. Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами. Катать мяч вокруг себя то в одну, то в другую сторону. Упражнение "Передача и ловля мяча". Подвижная игра "Ведение мяча парами".
|
май
|
65 «С днем рождения, Мячик!» (спортивный праздник для детей и их родителей)
|
66/67. Ведение мяча попеременно правой и левой рукой. Броски мяча в корзину с места двумя руками от груди. Прокатывать мяч восьмеркой вокруг ног. Игра «Автомобили с мячом». Малоподвижная игра "Будь внимателен".
|
68/69. Ходьба и бег с изменением темпа движения. Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами. Катать мяч вокруг себя то в одну, то в другую сторону. Упражнение "Передача и ловля мяча". Подвижная игра "Ведение мяча парами".
|
60/70. Ходьба и бег с изменением направления по сигналу инструктора. Перебрасывание мяча друг другу на расстоянии до 4 м Игра "Где мяч?" Малоподвижная игра "Мяч передай соседу".
|
71/72. Свободная игра детей с мячами разных размеров. Подвижные и малоподвижные игры по выбору детей
|
Перспективный план
Кружка «Ручной мяч»
Второй год обучения
№ п/п
|
Раздел
|
Месяц
|
1.
|
Повторение материала первого года обучения
|
Сентябрь
|
2.
|
Обучение играм боулинг и теннис (детский вариант)
|
Октябрь
|
3.
|
Обучение элементам игры в волейбол
|
Ноябрь
|
4.
|
Обучение элементам игры в футбол.
|
Декабрь
|
5.
|
Январь
|
6.
|
Обучение элементам игры в баскетбол.
|
Февраль
|
7
|
Март
|
8
|
Апрель
|
9
|
Обучение играм и упражнения с фитболом.
|
Май
|
Календарный план второго года обучения
Дата
|
Содержание и методика проведения
|
сентябрь
|
1. Вводное занятие. Беседа на тему: «История мяча» с использованием иллюстраций. Ходьба с подбрасыванием мяча вверх и его ловле, бег с мячами. Подвижные игры: «Мяч капитану», "Обгони мяч", Малоподвижная игра "Мяч передай соседу".
|
2/3. Произвольная игра детей с мячом. Упражнения на повторение (прокатывание и отбивание разными способами). Подвижные игры: «У кого меньше мячей?», «Чья команда больше?»
|
4/5. Прокатывание мяча перед собой, ходьба с ведением мяча сбоку, бег с ведением мяча. Повторение различных упражнений на перебрасывание и броски. Подвижные игры с мячом по желанию детей.
|
6/7. Ходьба и бег врассыпную между мячами. Различные комбинации заданий в тройках: прокатывание в воротики – третий ребенок; прокатывание – третий перепрыгивает через мяч; перебрасывание от груди в тройке; передача мяча через пол в тройках. Подвижная игра «Займи свободный кружок». Игра «Будь внимателен».
|
8. Знакомство с боулингом. На расстоянии пять метров от «дома» (места, где расставляются кегли, их от 10 до 15) чертится линия, за которой размещаются играющие. Цель игры - сбить все кегли меньшим количеством бросков, но при этом шар вовсе не обязательно катить по поверхности, а можно бросать любым способом. Кто меньше бросков потратил в партии, тот и получает одно очко. Игра ведется до одиннадцати очков.
|
октябрь
|
9/10. Детский боулинг (усложненный вариант). Встраивать кегли не только «пирамидой», но и другими фигурами («звезда» - пятиконечная конструкция, «крепость»-прямоугольник, «мяч» -круг или овал). Для того чтобы лучше укрепить мускулатуру рук полезно использовать для игры набивные мячи весом 1 кг.
|
11/12. Детский настольный теннис. Взять в руку ракетку и вращать ее кистью руки вправо и влево. Перекладывать ракетку из правой руки в левую руку и обратно. Бросить и поймать мяч обеими руками. Бросить мяч вверх одной рукой и поймать другой. Бросить мяч вниз одной рукой и поймать мяч другой рукой. Положить мяч на середину ракетки и как можно дольше удерживать его. Подвижные игры по желанию детей.
|
13/14. Упражнения для подготовки к игре «Детский теннис». Положить мяч на ракетку и пройти с ним вперед как можно дальше. Подбросить мяч левой рукой и поймать его правой рукой на ракетку. Ударить мяч об пол одной рукой и поймать его ракеткой в другой руке. Подбросить мяч не очень высоко, поймать его на ракетку и отбить вверх несколько раз подряд. Подбросить мяч ракеткой несколько раз подряд, сначала стоя на месте, а потом - продвигаясь вперед или по кругу. Подвижные игры по выбору детей.
|
15/16. Упражнения для подготовки к игре «Детский теннис». Подбивать мяч поочередно двумя сторонами ракетки на высоту 40-60 см. Встать в 2—3 метрах от стенки, бросить мяч на пол и после отскока направить в стенку ударом ракетки. Когда мяч, отлетев от стенки, упадет на пол и отскочит, повторить удар. Выполнять передвижения с ракеткой прыжками и скачками вперед и в сторону. С помощью ракетки ударить мячом о стенку и, не давая ему упасть, повторить это упражнение. С помощью ракетки ударять мячом по нарисованным на стене мишеням, стоя на одном месте. Бросить мяч рукой о стенку и после отскока ударить по нему ракеткой несколько раз подряд, не давая мячу упасть
|
ноябрь
|
17/18. Знакомство с волейболом как спортивной игрой. (Использование иллюстраций.) Учить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развить координацию движений. (Подводящие упражнения). Повторить упражнения для игры в детский теннис.
|
19/20/21 Обучение элементам волейбола. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловле его. Перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. Игры «Колобок», «Горячая картошка»
|
22/23/24 Обучение элементам волейбола. Перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующих правил: 1. Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку. 2. Подавать мяч в игру не с угла, а с поля. Повторить упражнения для игры в детский теннис.
|
декабрь
|
25/26. Мини-игра (соревнование) по волейболу. Дети играют до 15 очков, затем меняются полями. Команда получает очко, если противник не поймал мяч, или если мяч подающего коснулся сетки, или если мяч ушел с поля.
|
27/28. Знакомство с футболом как спортивной игрой. (Используя видеофильм). Игровые упражнения: «Прямо змейкой» (бег по прямой, бег зигзагом по сигналу), «Набери скорость» (бег с ускорением), «Крестики» (бег скрестным шагом), «Слушай сигнал» (бег с быстрой остановкой и поворотом) и др. Все виды перемещений могут применяться в подвижных играх типа «Перебежки», «Бег наперегонки».
|
29/30 «Прокати мяч» - подпрыгивая на одной ноге, нужно стороной стопы катить мяч вперед, назад, в сторону, кругом. «Жонглер» - подбивание мяча подъемом ноги, бедром (мяч находится в сетке, которую ребенок держит перед собой), пяткой (рука с мячом отведена назад). - «Перебрось через планку» - мяч лежит на земле, ребенок подцепляет его подъемом ноги и перебрасывает через лежащую впереди планку. Игра «Перебежки».
|
31/32. Удары по мячу. Они выполняются серединной, внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, носком ноги. Игровые упражнения: «Сильные ноги» - удары ногой по подвешенному мячу. «Сильный удар» - удары по подвешенному мячу правой и левой ногой с 1 - 3 шагов (подъемом ноги, внутренней и внешней стороной стопы). «Прокати мяч в ворота» - прокатывание мяча друг другу по прямой между двумя стойками с расстояния 3 - 5 м. Игра в волейбол.
|
январь
|
33/34 Учить детей гасить скорость катящегося мяча. Игровые задания: «Почекань мяч о стену» - бросок мяча в стенку и прием отскочившего мяча под подошву. «Футбол вдвоем» - передача мяча ногой друг другу, прием подошвой или внутренней стороной стопы. Расстояние между детьми составляет 4 - 5м.
|
35/36. Обучению ведению мяча. Упражнения: «Проведи мяч по узкому коридору» - ведение мяча ногой по прямой последовательными толчками внешней стороной стопы одной ноги. «Нарисуй змейку» - ведение мяча вокруг стоек. «Ведение мяча парами». Подвижная игра «Стой!» - дети ведут мяч, толкая его поочередно то правой, то левой ногой; по сигналу «Стой!» они быстро останавливают мяч подошвой ноги сверху.
|
37/38. Обучение ведению мяча при сопротивлении противника и отбор мяча. Игровые упражнения «Задержи мяч», «Перехитри противника», «Защитники» (двое детей ведут мяч, передавая, его друг другу, а третий препятствует этому, стараясь перехватить мяч). Игра в волейбол.
|
39/40. Обучение вбрасыванию мяча. Задания: «Сильный толчок» - бросание мяча из-за головы двумя руками с разной силой. «Цветные дорожки» - бросание мяча из-за головы по разным траекториям: прямо, влево, вправо. «Точно в цель» - бросание мяча в вертикальную и горизонтальную цель (например, в подвешенное на дереве кольцо).
|
февраль
|
41/42. Обучению ведению мяча. Упражнения: «Проведи мяч по узкому коридору» - ведение мяча ногой по прямой последовательными толчками внешней стороной стопы одной ноги. «Нарисуй змейку» - ведение мяча вокруг стоек. «Ведение мяча парами» - один ребенок ведет мяч ногой по прямой, другой - бежит рядом, и через несколько секунд они меняются ролями. Игра в волейбол
|
43/44/45. Знакомство с баскетболом. Упражнения и игры с передачей мяча. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его. Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте парами. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами. Передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его. Игры «10 передач», «Мяч водящему»
|
46/47/48 Упражнения и игры с передачей мяча. Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево). Передача мяча в тройках, пятерках. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей колонны, а затем противоположной колонны. Игры «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».
|
март
|
49/50/51. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей колонны, а затем противоположной колонны. Передача мяча парами при противодействии защитника. Игры «Поймай мяч », Займи свободный кружок».
|
52/53/54. Упражнения и игры с ведением мяча. Ведение мяча на месте. 2.Ведение мяча вокруг себя. Ведение мяча, продвигаясь вперед шагом. Игры: «Мотоциклисты», «Скажи, какой цвет».
|
55/56. Ведение мяча с изменением направления движения, скорости передвижения, высоты отскока мяча. Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча. Игры: «Мотоциклисты», «Скажи, какой цвет».
|
апрель
|
57/58. Игры: «Вызовы по номерам», «ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Эстафета с ведением мяча».
|
59/60/61 Упражнения и игры с бросками мяча в корзину. Бросок мяча в корзину (поставленную на пол) удобным для детей способом. Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Игры «пять бросков», «Чья команда больше».
|
62/63/64. Бросками мяча в корзину. Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки). Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.
|
май
|
65/66. Игры «бросание мяча в парах», «Метко» в корзину». Сочетание действий: ловли – бросков мяча, ведения – бросков мяча, ловли – ведения мяча , ведения - передачи. Игры: «Мяч ловцу», «Мяч капитану»; игра в баскетбол по облегченным правилам.
|
67/68.Упражнения на фитболе. Ходьба на носках, руки вверх, смотреть на ладони, бег с изменением темпа. ОРУ на фитболах. Игры с фитболами.
|
69/70. Ходьба с высоким подниманием колен, руки впереди, бег со сменой ведущего. ОРУ на фитболах. Эстафеты с фитболами.
|
71/72. Ходьба врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, бег широким шагом. Подвижные и малоподвижные игры по выбору детей.
|
Литература:
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М., 1983.
2. Под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. Издательский дом «Мозаика-синтез». Москва,2009г.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981.
4. Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.
5. Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.
6. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка – М.: Издательский центр «Академия», 2008
7. Николаева Н. И. Школа мяча, 2009.
7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
8. Филиппова С. О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Издательство «Детство-пресс». Санкт-Петербург,2007г.
|